Скульптор, выдающийся представитель французской художественной школы середины и конца XIX века, создатель огромного количества монументальных произведений, камерной скульптуры и изделий мелкой пластики, блистательный мастер декоративного оформления храмов, общественных сооружений и дворцовых интерьеров, разработчик и исполнитель декоративного ансамбля здания Бельгийской Биржи и художественного оформления нескольких соседних зданий, над которыми трудился шесть лет, совместно с лучшим своим учеником – Огюстом Роденом.
Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз родился в местечке Анизи-ле-Шато, в благополучной зажиточной семье. Будучи довольно взрослым, шестнадцати лет, поступил в Высшую национальную школу изящных искусств, в мастерскую самого знаменитого по тем временам скульптора и медальера, признанного мастера психологического портрета Пьера Жана Давида Анжерского. В 1870-е годы принял участие в оформлении значительной части интерьеров нового здания Гранд-Опера в Париже.
Несмотря на безоговорочное признание в области монументальной скульптуры, когда каждая последующая работа только преумножала профессиональный уровень, Альбер-Эрнест все-таки преобразился в непревзойденного метра камерной пластики. Отныне, едва ли не каждое произведение, рожденное на станке в его мастерской, завоевывало призы парижских Салонов, золотые медали Всемирных выставок, всевозможные премии большого французского Жюри и, даже, звание офицера Ордена Почетного Легиона.
Работа «Читающая» из Музея русского искусства, может быть, одна из самых известных и растиражированных в обширном творческом наследии скульптора. С нее было сделано несколько авторских повторений и прижизненных ученических копий.
Прекрасный образ привлекательной молодой женщины представлен в соответствии принятой моде - в длиннополом распашном верхнем платье с узким закрытым лифом, орнаментированным изысканным дробным узором и гладкой бертой в области выреза. Дополнительную стройность вытянутым пропорциям придают линии головной накидки и высокий отложной воротник редингота, который, как и манжеты зауженных рукавов, расшит крупными цветами в стилистике античных орнаментов. Неповторимое умение художника синтезировать в единой гармонии разные образы, эпохи и стили, подняло его героев выше определенного времени и конкретного места, сделав их понятными и «своими» навсегда. Ни это ли объясняет появление и сегодняшних вариаций на темы, дорогие сердцу мастера?
Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз в Музее русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна):
«Читающая»